Вверх

5 видов клиентов, что пользуются Вами.

Слышали ли Вы о клиентах из преисподней? Такие заказчики, злоупотребляя Вашей добротой, требуют непомерно много и занимают максимум свободного времени. Они обязательно заплатят так мало, как это возможно, чего не сказать о требованиях к Вам.


Знайте, Вы не одиноки.  

Однажды каждый творческих специалист (дизайнер, копирайтер, разработчик и проч.) встретит клиента прямиком из ада. Работа с такими заказчиками приносит 20 % дохода, в то время, как  остальные 80 % — головная боль.

Клиент клиенту рознь.

В основном заказчики благоразумны, добры и терпеливы. Кроме того, даже один заказ может изменить вашу работу за одну ночь, но постойте, я ведь только упомянул клиентов из ада? Давайте проведем разграничительную черту. Меркантильные, наглые и безответственные заказчики — паразиты, а не ваши клиенты. Они предстают перед вами в пяти разных обличьях, но намерения у них идентичны: взять с вас максимум, отдать минимум. Механизм безжалостен и прост.

Однако, большинство людей серьезно недооценивает паразитирующих заказчиков, и упомянутая неосмотрительность затрудняет распознание нежеланных клиентов. Особенно если Вы не представляете ни того, кто они, ни как работают — наверняка вы в капкане, тем более не стоит верить в то, что:

  • Все клиенты добрые и хорошие. Категорический императив не работает так часто, как этого хочется.
  • Клиент всегда прав. Потакание каждой просьбе не значит выполнение работы качественно.

Так в чем проблема? Что мотивирует обратиться именно к Вам?

Бессистемный маркетинг (haphazard marketing), выражающийся в непоследовательном распространении информации об услугах в сети, например, наивное резюме на форуме фрилансеров или инфантильный пост Вконтакте. Впрочем, многие фрилансеры не представляют, что именно так они становятся жертвами хищнически настроенных заказчиков.

Давайте наконец разберемся в сути паразитирующих клиентов.

  1. Манипулятор. Они желают заняться любым проектом, бизнесом, чтобы все обстоятельства обратить в свою пользу. Если есть договор — стараться скорректировать для увеличения только своей  выгоды. Поскольку фрилансеры не желают потерять клиента, манипуляторы станут давить на этот страх, чтобы выжать абсолютно все из Вас. Требовать 300 страниц за 24 часа, заказать макет, а после внести 100 правок? Манипуляторы будут использовать уязвимых фрилансеров, как дешевую силу.
  2. Лжец. Проходимцы всегда стараются затуманить Ваш разум, чтобы получить желаемое.  Они также будут лгать либо Вам, либо о Вас. Лгуны любят переходить черту. Вторгаясь к Вам в доверие они не гнушаются провокаций посредством манипуляций и уловок, однако, угроза конфликта будет означать риск разрыва отношений. Этого-то они и станут избегать. Нечестные сделки. Любое одолжение и уступка будут восприняты, как возможность требовать с Вам больше раз за разом.
  3. Разрушитель. Эти господа крайне неприятны. Даже при качественном выполнении работы, конфликт с ними может повлечь мстительные нападки в виде угроз. Для таких главное — контроль, выход из-под которого может навлечь проблемы.  Такие клиенты любят находить фрилансеров миролюбивых и спокойных. Тех, кем легче манипулировать. Однако, если Вы — перфекционист с сильным характером, то, бесспорно, такой клиент не станет давить на вас.
  4. Обвинитель. Клиенты такого вида постараюсь сделать Вас виновным в каждом грехе человечества, спровоцировать на конфликт и вынудить извиняться за проступки, Вами не совершенные. Поэтому всегда задавайте правила игры посредством договоренностей и условий. Иначе у Вас нет защиты.
  5. Махинатор. Таких клиентов называют именем великого комбинатора. Знайте, найти лазейку в договоренности и уйти от собственных обязательств — их конёк. Будь умнее, прозорливее и внимательнее таких интриганов.

Лучшая защита — знание.

Для защиты своих услуг от кошмарных клиентов следует научиться их распознавать. Когда Вы осведомлены о проблеме, решение обнаружить гораздо проще. Можете ли Вы вовремя распрощаться с такими клиентами? Если подобное сотрудничество не подразумевает выгод, то, очевидно, продолжаться оно не должно.

Желание обогатиться важнее всего? А вера в людей бесконечна?

Ситуация не столь однозначна. Вы не всегда можете отказаться от сотрудничества с нежеланными клиентами или потребность в деньгах велика?

У нас есть несколько советов, чтобы защитить себя от проблем.

  1. Аванс превыше всего. Договорись насчет 50-75 % оплаты авансов, чтобы минимизировать риски. Отдав минимум половину бюджета, заказчик навряд ли станет портить отношения.
  2. Закрепите в договоре детали. Ваше соглашение не подразумевает двояких трактовок. Цифры ясны, формулировки точны. Возможности для обмана сведены на нет.
  3. Закройте лазейки. Выясните свои слабые места, спросите у друзей или обратитесь к профессионалам — сделайте все, чтобы Ваш маркетинг не был бы Вашим врагом.
  4. Останавливайся вовремя. Вам дают бесконечные правки, что не обговорены? Требуют непомерно много? В пекло. Умейте уйти вовремя, этот навык сэкономит время и нервные клетки.

А теперь главное умейте уходить вовремя, договоренность — святое: соблюдайте сами и требуйте этого от других. Бесспорно, упомянутые выше наименования — собирательные образы, однако, встречаются такие клиенты по-прежнему часто. Не позволяйте использовать себя, а любой труд должен быть оплачен.

Следите за трендами вместе с нами